Одной из форм работы по решению проблем внутрисемейных конфликтов и профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводимой специалистами КГБУ СО «КЦСОН Каратузский», является социальный патронаж семей и участие в межведомственных рейдах. Родители, которые ведут аморальный образ жизни, являются отрицательным примером для подрастающего поколения. Словно по цепочке, дети начинают повторять их ошибочные шаги, делают неверный выбор. В ходе межведомственного социального патронажа подобных семей социальный педагог отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно с инспектором по делам несовершеннолетних посетили 7 семей, которые стоят на учете. В рамках данного патронажа проведены профилактические и психологические беседы, как с родителями, так и с несовершеннолетними о вредных привычках и способах борьбы с ними, о семейных взаимоотношениях и социальной ответственности. В целях профилактики жестокого обращения и повышения педагогической грамотности родителей проведены индивидуальные групповые занятия на тему поощрение и наказание под названием «Кнут и пряник».
Метод пряника
Младенец получает от нас положительное подкрепление, видя нашу радостную улыбку, слушая ласковый голос, ощущая прикосновение заботливых рук. Но когда дети подрастают, мы начинаем думать, что важнее, более действенны запреты, порицания, замечания, наказания. А это приводит к обратному эффекту – ребёнок или замыкается в себе, или пытается противостоять нам.
Поощрение ориентирует ребёнка на хорошие действия и закрепляет их. Поэтому особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. К каким результатам он пришел, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить действие или поступок. В этом есть очень важный психологический момент. Всякой успешной деятельности присуща особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой являются наградой, поощрением. Наша задача – научить радоваться успеху. Внешнее родительское поощрение должно подкреплять и усиливать внутреннее удовлетворение от проделанной ребенком работы.
Но хочется предостеречь от поощрений такого рода: хорошо ведешь себя – получай подарок, сладости. Поощрения не должны носить характер подкупа, потому что в сознание детей внедряется представление о том, что важно только получить награду, а то, каким образом она была получена – значения не имеет.
Неверна также позиция, когда в качестве награды ребенок освобождается от выполнения некоторой домашней работы. Это формирует представление о том, что всякая работа, всякое усилие – дело очень неприятное.
Лучшая награда для ребенка – сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу – лишь символизирует это.
Метод кнута
Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с нами. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так “хладнокровно” наказывает, то есть на нас.
Наказание имеет тройное значение:
1. Оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба.
2. Наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл.
3. Но главное его значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Но наказание должно смыть эту вину, а мы должны простить своё чадо и помириться с ним.
Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания! Но если за каждый маленький успех хвалить и ободрять его, появится надежда, что он будет работать с удовольствием и полной отдачей! Все мы для воспитания детей применяем поощрение и наказание. И поскольку третьего не дано, приходится развиваться не в ширь, а в глубь – учиться виртуозно, использовать КНУТ и ПРЯНИК.
Социальный педагог – И.В. Новикова